Положение о внутреннем контроле
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВНУТРЕННЕМ КОНТРОЛЕ
АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ТЎРТКЎЛ ПАХТА ТОЗАЛАШ»
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Тўрткўл пахта тозалаш»(далее - Общество) разработано в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан, уставом Общества, Кодексом корпоративного управления Кодексом корпоративного управления, утвержденного протоколом заседания Комиссии по повышению эффективности деятельности акционерных обществ и совершенствованию системы корпоративного управления от 31.12.2015г. № 9 и внутренними документами Общества.
II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ЦЕЛИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
3. Внутренний контроль – это непрерывно действующий процесс, встроенный в деятельность Общества и направленный на повышение эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления с целью получения обоснованного и достаточного относительно достижения целей Общества подтверждения в следующих сферах:
- эффективность и производительность деятельности, включая степень эффективности функционирования, получение прибыли и защиту активов;
- надежность и достоверность финансовой отчетности;
- соответствие законодательству и нормам права, которые регулируют деятельность Общества.
4. Система внутреннего контроля - это совокупность организационной структуры, контролирующих мер, процедур и методов внутреннего контроля, регламентированных внутренними документами, организованных и осуществляемых в Обществе ревизионной комиссией, службой внутреннего аудита, наблюдательным советом, исполнительным органом и другими сотрудниками на всех уровнях (далее – субъекты внутреннего контроля) и по всем функциям. Квалификация членов органов внутреннего контроля АО может быть установлена в Положениях об их деятельности.
5. Процедуры внутреннего контроля - это совокупность мер, осуществляемых ревизионной комиссией Общества, комитетом наблюдательного совета общества по аудиту, наблюдательным советом общества, исполнительным органом Общества, а также подразделениями Общества, уполномоченными осуществлять внутренний контроль (далее - подразделения Общества), и направленных на выявление нарушений законодательства и внутренних документов Общества при осуществлении финансово - хозяйственной деятельности, на оценку эффективности достижения Обществом поставленных целей, а также взаимодействия субъектов внутреннего контроля между собой в процессе реализации процедур внутреннего контроля.
сохранность активов, экономичное и эффективное использование ресурсов Общества;
соблюдение требований действующего законодательства и внутренних документов Общества;
выполнение стратегии развития общества на среднесрочный и долгосрочный период, бизнес-планов Общества;
полноту и достоверность бухгалтерских документов, финансовой отчетности и управленческой информации Общества;
выявление, идентификацию и анализ рисков в момент их возникновения в деятельности Общества;
планирование и управление рисками в деятельности Общества, включая принятие своевременных и адекватных решений по управлению риском;
установление и поддержание хорошей репутации Общества в деловых кругах и у потребителей;
адекватность, прозрачность и объективность выплаты вознаграждений и компенсаций, в том числе его размеров, членам исполнительного органа, наблюдательного совета и ревизионной комиссии.
III. ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
8. Система внутреннего контроля в Обществе строится на следующих принципах:
бесперебойное функционирование – постоянное и надлежащее функционирование системы внутреннего контроля позволяет Обществу своевременно выявлять любые отклонения от нормы и предупреждать их возникновение в будущем;
подотчетность всех участников системы внутреннего контроля – качество выполнения контрольных функций каждым лицом контролируется другим участником системы внутреннего контроля;
разделение обязанностей – Общество стремится не допустить дублирования контрольных функций, и эти функции должны распределяться между работниками таким образом, чтобы одно и то же лицо не объединяло функции, связанные с утверждением операций с определенными активами, с учетом операций, обеспечением сохранности активов и проведением их инвентаризации;
надлежащее одобрение и утверждение операций – Общество стремится установить порядок утверждения всех финансово-хозяйственных операций уполномоченными лицами в пределах их соответствующих полномочий;
обеспечение организационной обособленности подразделения Общества, осуществляющего ежедневный внутренний контроль, и его функциональная подотчетность непосредственно Наблюдательному совету через Комитет по аудиту;
ответственность всех субъектов внутреннего контроля, работающих в Обществе, за надлежащее выполнение контрольных функций;
осуществление внутреннего контроля на основе четкого взаимодействия всех подразделений Общества;
постоянное развитие и совершенствование – Общество стремится обеспечить условия для гибкой настройки системы внутреннего контроля, чтобы она могла быть адаптирована с учетом необходимости решать новые задачи, расширять и совершенствовать саму систему;
своевременность передачи сообщений об отклонениях – в Обществе установлены максимально короткие сроки передачи соответствующей информации лицам, уполномоченным принимать решения об устранении отклонений;
определение приоритетности областей деятельности Общества, в которых налаживается контроль – выделяются стратегические направления, охватываемые системой внутреннего контроля, даже если эффективность их функционирования (соотношение «затраты – экономический эффект») трудно измерить.
IV. КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
контрольная среда, включающая в себя этические ценности и компетентность сотрудников Общества, политику руководства, способ распределения руководством полномочий и ответственности, структуру организации и повышение квалификации сотрудников, а также руководство и управление со стороны наблюдательного совета;
оценка рисков – представляющая собой идентификацию и анализ соответствующих рисков при достижении определенных задач, связанных между собой на различных уровнях и внутренне последовательных;
деятельность по контролю, обобщающая политику и процедуры, которые помогают гарантировать, что решения руководства исполняются, и включающая целый ряд самых разнообразных действий, таких как: выдача одобрений, санкций, подтверждений, проведение проверок, контроль текущей деятельности, гарантия безопасности активов и разделение полномочий;
деятельность по информационному обеспечению и обмену информацией, направленная на своевременное и эффективное выявление данных, их регистрацию и обмен ими, включающая в том числе создание эффективных каналов обмена информацией в целях формирования у всех субъектов внутреннего контроля понимания принятых в Обществе политики и процедур внутреннего контроля и обеспечения их исполнения. Общество принимает меры для защиты от несанкционированного доступа к информации;
мониторинг - процесс, включающий в себя функции управления и надзора, во время которого оценивается качество работы системы с течением времени. Оценка системы внутреннего контроля проводится для определения вероятности возникновения ошибок, влияющих на достоверность финансовой отчетности, выяснения существенности этих ошибок и определения способности системы внутреннего контроля обеспечить выполнение поставленных задач. Для оценки эффективности системы внутреннего контроля в АО решением общего собрания акционеров на основании предложения Наблюдательного совета может быть привлечена независимая профессиональная организация – консультант.
V. ОРГАНЫ И ЛИЦА, ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЗА ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ
определение направления развития и одобрения определенных операций и стратегий системы внутреннего контроля;
ежегодное сообщение на годовом общем собрании акционеров Общества о результатах проведенного анализа и оценки надёжности и эффективности системы внутреннего контроля, основанного на данных регулярных отчетов руководителя исполнительного органа Общества, внутреннего и внешнего аудитов, ревизионной комиссии, информации из других источников и собственных наблюдениях по всем аспектам внутреннего контроля, включая: финансовый контроль, операционный контроль, контроль над соблюдением законодательства, контроль внутренних политик и процедур;
определение структуры и состава подразделения Общества, ответственного за внутренний контроль;
постоянное совершенствование процедур внутреннего контроля.
- В их обязанности входит справляться с нестандартными ситуациями и проблемами по мере их возникновения. О значительных вопросах или возникших по конкретной сделке рисках, сотрудники докладывают вышестоящему руководству Общества.
Положение о службе внутреннего аудита утверждается наблюдательным советом Общества.
- Следующие лица не вправе занимать должности в службе внутреннего аудита Общества:
- лица, имеют непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или за преступления против порядка;
- лица, являющиеся руководителем или членами исполнительного органа Общества;
- лица, являющиеся учредителями (акционерами, участниками), руководителем или членами исполнительного органа либо работниками иного юридического лица, являющегося конкурентом Обществу;
Иные требования к лицам, входящим в состав службы внутреннего аудита, могут устанавливаться комитетом наблюдательного совета по аудиту.
VI. ПРОЦЕДУРЫ И МЕТОДЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
определение взаимосвязанных и непротиворечивых целей и задач на различных уровнях управления Обществом;
выявление и анализ потенциальных и существующих оперативных, финансовых, стратегических и других рисков, которые могут помешать достижению целей деятельности Общества;
оценка существенных компонентов внутреннего контроля;
оценка эффективности системы внутреннего контроля бизнес-процессов;
определение критериев и оценки эффективности работы структурных подразделений, должностных лиц и иных сотрудников Общества;
рассмотрение финансовой и другой информации в сравнении с сопоставимой информацией за предыдущие периоды или с ожидаемыми результатами деятельности;
использование адекватных способов учета событий, операций и транзакций;
проверку сохранности активов;
надлежащее документирование процедур внутреннего контроля;
регулярные оценки качества системы внутреннего контроля;
доведение до всех сотрудников Общества их обязанностей в сфере внутреннего контроля;
распределение ключевых обязанностей между сотрудниками Общества (в том числе обязанностей по одобрению и утверждению операций, учету операций, выдаче, хранению и получению ресурсов, анализу и проверке операций);
утверждение и осуществление операций только теми лицами, которые наделены соответствующими полномочиями;
иные процедуры необходимые для достижения целей внутреннего контроля.